муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Родионово -Несветайского района детский сад «Солнышко» (МБДОУ детский сад «Солнышко») И.о. Заведующего МБДОУ МБДОУ детский сад «Солнышко» Нечитайлова Г.В. Программа по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности на 2024-2025 учебный год. Программа по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности. Содержание I . Введение. 1.Актуальность темы. 1.1. Сущность пожарной безопасности. 1.2. Создание развивающей предметно- пространственной среды по обучению пожарной безопасности. 1.3. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности. 1.4. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста . II. Пояснительная записка. III. Содержание программы. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности. Заключение. Методическая литература. I.ВВЕДЕНИЕ Программа разработана в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69(с изменениями и дополнениями). 2.Федеральный закон от 22июля 2008 года №123. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. 3.Приказ МЧС РФ от 12.12. 2007г. № 645 (ред. От 22.06.2010 г.). «Об утверждении норм пожарной безопасности . Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». 4. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1476 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ». 5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 (редакция от 1 января 2021г.). Одна из важнейших задач дошкольного учреждения , семьи и государства- забота о сохранности детской жизни. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с педагогами, детьми и родителями. Правильное поведение при пожаре является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не рассказать о противопожарной безопасности, но отработать автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Пожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт, и воспитывается ребёнок. Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. "Пожар легче предупредить, чем потушить" - эта фраза приобрела сегодня новое звучание, особенно в свете последних лет, связанных с пожарами в дошкольных учреждениях. Дети в беде - обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили и т. д. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских садах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с воспитателями, детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожара, возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу. Поэтому перед взрослыми стоит определенная задача - дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре. Важно довести до сознания ребенка понятие, что такое огонь, и насколько необходим он людям. И в то же время ребенку следует дать знания об опасности огня, которая грозит при небрежном обращении с ним. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. 1. Сущность пожарной безопасности Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой . Сущность пожара, причины Под пожарной безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей Пожаром называется процесс горения, возникший непроизвольно (или по злому умыслу), который будет развиваться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, либо не возникнут условия, приводящие к само потуханию, либо не будут приняты специальные активные меры по его локализации и тушению. Горение - химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Под очагом пожара понимают место (участок) наиболее интенсивного горения. Первоначальным очагом пожара может быть небольшой участок или предмет, а по мере развития пожара может стать все помещение, охваченное огнем. При пожаре происходит: 1.Горение с выделением теплоты, света и продукта сгорания; 2.Газообмен под воздействием конвенционных потоков горячих и холодных газов, обеспечивающий доставку в зону горения окислителя и отвод из нее продуктов сгорания; 3.Передача теплоты из зоны горения в окружающее пространство (опасность загорания рядом стоящих объектов). Зона горения - занимает часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения горючих материалов в объеме диффузионного факела пламени; Зона задымления - зона, где продукты сгорания поднимаются над зоной горения в виде тепловой струи и образуют в верхней зоне под перекрытием слой дыма. Классификация пожаров по типу 1.Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах). 2.Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения). 3.Природные пожары лесные, степные, и ландшафтные пожары). Причины возникновения пожаров 1.Неосторожное обращение с огнём; 2.Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств; 3.Самовозгорание веществ и материалов; 4.Разряды статического электричества; 5.Грозовые разряды; 6Поджоги; 7.Неправильное пользование газовой плитой 8.Солнечный луч, действующий через различные оптические системы Можно выделить несколько основных свойств пожаров: Высокая температура пламени, достигающая в наиболее горячей части 1200-14000С, передача тепла теплоизлучением, конвекции. Например, при пожаре в помещении с закрытой дверью около 40% тепла передаётся посредством излучения пламени на стены, 5% - через проёмы наружу и 50-55% уносится конвективными потоками также наружу через верхнюю часть окон. Излучение пламени вызывает ожоги и болевые ощущения у людей, находящихся в зоне пожара. Минимальное расстояние от очага пожара, на котором может находиться человек, м: R=1,6H, где H - средняя высота факела пламени. Эту формулу нужно знать и в случае необходимости уметь применить. Люди в возбуждённом состоянии могут не заметить, что обожглись, или заметить это слишком поздно. Наличие дыма резко снижает видимость внутри зданий и сооружений. Задымление создаёт угрозу для жизни людей, затрудняет спасение пострадавших. Наличие токсичных газов в дыме (оксид углерода, оксид азота, сернистый газ, фосген) может привести к отравлению и смерти. Температура дыма также представляет собой большую опасность для жизни людей. Этот факт часто не учитывают. Так, при температуре вдыхаемого дыма 600С (при отсутствии токсичных веществ) может наступить смерть. Возможность взрыва оборудования, аппаратуры на промышленных предприятиях. 1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности. Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ . Развивающая предметнопространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому в каждой возрастной группе должен быть организован Уголок безопасности, в котором размещены материалы по пожарной безопасности. Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы: Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы - должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы). Это должно обеспечивать: 1. игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников; 2. двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; 3. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; 4. возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Поли функциональность материалов предполагает: 1. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; 2. наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: 4. наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; 5. периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: 1. доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс; 2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 1.3. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе. Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов МДОУ. Вся образовательная работа строится по трем направлениям: 1. Работа с детьми 2. Работа с педагогами 3. Работа с родителями Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется: 1. В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка; 2. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; 3. Самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности. В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия. В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее: 1.В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях; 2.Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил; 3.Использование интересных и активных форм работы с детьми, как: викторины, развлечения и досуги, выставки и конкурсы способствуют повышению интереса к пожарной безопасности. 4.Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной; 5.В группе должен быть создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами; 6.Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!». II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Дети дошкольного возраста как никто нуждаются в безопасности. Развивать инстинкт самосохранения, учить видеть опасные факторы и предвидеть опасности – задача педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей детей. Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тыс. пожаров, во время которых погибает более 14 тыс. человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране – шалость детей с огнем. Пожары часто возникают из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы внутреннего мировоззрения и поведенческие нормы человека. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в образовательных и лечебных учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с педагогами, детьми и родителями, что заставило дошкольное учреждение разработать Программу по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Посчитано, что на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожаров, возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Уверены, что забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. При чрезвычайных ситуациях дети – самая незащищенная часть населения. В экстремальных случаях они зачастую хотят просто спрятаться - забиваются в угол комнаты, под кровать. Не знают как себя нужно вести при пожаре. Как научить ребенка правильно реагировать в любой опасности и тому, куда нужно звонить при таких случаях – задача данной Программы и всех педагогов ДОУ. Итак, работа по обучению детей правилам пожарной безопасности – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И чем раньше малыш начнет с ними знакомиться, тем прочнее будут его знания и навыки использования на практике. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать правила пожарной безопасности и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя». Программа разработана для детей дошкольного возраста. Цель программы: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной без опасности. Задачи: 1. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров; 2. Учить безопасному обращению с бытовыми электроприборами; 3.Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; 4. Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения. 5. Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение; 6. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки; 7. Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ; 8. Активизация работы с родителями воспитанников по изучению и закреплению правил пожарной безопасности Для обучения дошкольников основам пожарной безопасности используются разнообразные формы и методы работы: комплексные и интегрированные занятия; беседы; чтение художественной литературы; дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры; игры-соревнования; практические занятия. В реализации данной программы принимают участие воспитатели, сотрудники пожарной части и родители воспитанников. III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Перспективное планирование для детей 2младшей группы. Месяц. Тема. Цель. Сентябрь. Рассматривание картинок: труд пожарных «Знакомство с профессией пожарного». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. Октябрь. Беседа: «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой». Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения. Ноябрь. Рассматривание иллюстраций с изображением « Пожарная машина». Формировать у детей представление о пожарной машине, ее назначении . Уметь различать ее среди других. Декабрь. Беседа: «Пожар! Пожароопасные предметы в доме».Чтение С. Маршака- «Кошкин дом». «Сказка про спички». «Что горит?» Систематизировать представления о функциях огня («огонь-друг; огоньвраг»).Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. Январь. Оформление альбома: «Огонь- добрый , огонь- злой ». Систематизировать представления детей об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожара. Февраль. Чтение : С.Маршака «Пожар» . Чуковский К.И. «Путаница». Обобщить знания детей о последствиях пожара. Предостеречь детей от возможных проблем, связанных с огнем. Март. Беседа: «Малышам об огне». «Спички не тронь- в спичках огонь». Систематизировать знания профессии «пожарный». Апрель. Конкурс рисунков: «Чтобы не было беды. Спички детям не игрушка» . Расширять знания детей о причинах пожара. Продолжать знакомить с их мерами предосторожности. Май. Беседа : «Костер в лесу». Расширить представления детей о причинах возникновения пожаров в лесу. Углубить знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. Перспективное планирование для детей старшей группы. Месяц. Тема. Цель. Сентябрь. Беседа: «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня». Продолжать формировать представление о причинах возникновения пожаров. Октябрь. Дидактическая игра: «Опасные предметы». Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Учить детей видеть потенциальную опасность окружающих предметов. Ноябрь. Сюжетно- ролевая игра : «Вызов пожарных». Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья людей предметах (газовая плита, электроприборы). Декабрь. Беседа: «Чтобы Новый год был всем в радость». Беседа по плакатам: «Свечи на елке». Познакомить с дополнительными источниками пожарной опасности, связанными с праздником Нового года. Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Январь. Рисование : «Огонь без дыма не живет». Систематизировать представления детей об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожара. Февраль. Рассматривание иллюстраций : «С огнем шутить нельзя!» Прививать детям навыки осторожного обращения с огнем. Март. Сюжетно – ролевая игра : «Мы – пожарные» Учить детей, как вести себя в случае пожара. Апрель. Беседа: «Человеку друг огонь, только зря его не тронь». Формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать желание быть осторожным с огнем. Май. Иллюстративно – информационный материал «Правила поведения при пожаре». Театрализованное представление «Кошкин дом». Проверить знания детей по правилам пожарной безопасности. 1.Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности. Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту. Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники. Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций. В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме. Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели. Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Возможные направления работы педагогов с родителями: - организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия; - ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, выставки рисунков); - организация различных мероприятий с участием родителей; - ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в "уголках родителей"). VI. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Тест. 1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире? А. Попытаться самому потушить огонь. Б. Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных. В. Позвать на помощь соседей. 2. Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнем и дымом спрятались в шкаф? А. Вытащить их оттуда и вывести из квартиры. Б. Позвать на помощь взрослых и вывести малышей. В. Поскорей убежать из квартиры. 3. Что делать, если в квартире появился дым? А. Обмотать лицо мокрой тканью и побыстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко. Б. Открыть окна и дверь. 4. Что нужно делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар? А. Соблюдать правила пожарной безопасности. Б. Не пользоваться электроприборами. В. Во всех комнатах расставить бочки с водой. Правильные ответы: 1 - Б; 2 - А или Б; 3 - А; 4 - А. Вопросы и задания по проверке знаний детей о правилах пожарной безопасности: 1.Почему говорят: "В одном коробке сто пожаров"? 2. Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему? 3. Почему возникают лесные пожары? 4. Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор? 5. Почему во время пожара нужно передвигаться нагнувшись? 6. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань? 7. По какому номеру нужно звонить при пожаре? 8. Где следует хранить горючие жидкости? 9. Где нужно хранить спички и зажигалки? 10. Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей? 11. Почему нельзя украшать елку восковыми свечами и зажигать их? 12. Почему нельзя ставить елку на толстом ковре? 13. Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и 14. Как поступить если дым попадает в квартиру с лестничной клетки? 15. Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры? 16. Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров? двери? 18. Чем можно погасить бензин или керосин? 20. Почему нельзя завешивать заднюю стенку телевизора? 21. Какими качествами должен обладать пожарный? Заключение На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности. Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Программа по пожарной безопасности в ДОУ посвящена профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомству с профессией пожарного. Список литературы: 1. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" 2. Постановление Правительства РФ от 24.07.95 № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций". 3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан ПиН 2.4.1.1249 – 03 4. Программа здоровье сберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева. 5. Антюхин Э., Сулла М. «Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности» // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5.