Парциальная программа по формированию основ нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста МБДОУ детский сад «Солнышко» 2021- 2023 уч. воспитатель Нечитайлова Г.В

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Принята на заседании
педагогического совета
МБДОУ детский сад
«Солнышко»
протокол № от

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
детский сад «Солнышко»
_________ Л.Л.Честникова
приказ № от

Парциальная программа
по формированию основ нравственно- патриотического
воспитания детей дошкольного возраста
МБДОУ детский сад «Солнышко»
2021- 2023 уч. г.
воспитатель: Нечитайлова Г.В.

сл. Большекрепинская

Содержание
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Новизна программы
1.3. Актуальность программы
1.4. Цель и задачи программы
1.5. Принципы реализации программы
1.6. Ожидаемые результаты реализации программы
1.7. Оценка результативности программы
2. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание работы с детьми
2.2. Формы реализации программы
2.3. Тематическое планирование
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

3. Организационный раздел программы
3.1. Материально- техническое обеспечение
3.2. Информационное обеспечение
3.3. Кадровое обеспечение
3.4 Взаимодействие с социальными партнерами
3.5. Методическое обеспечение

1. Целевой раздел программы:
1.1. Пояснительная записка
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство
Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким
людям, к детскому саду, к родной улице, к родному дому и родной стране.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя
многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,
трудовое, физическое, экологическое и умственное воспитание. В
процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки
нравственно-патриотических чувств.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённая постановлением
Правительством РФ от 30.12.2015 г., определила основные пути
патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены
на дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического
воспитания граждан в учреждениях образования всех уровней от
дошкольного до высшего профессионального.
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста. При написании программы мы опирались на
следующие нормативные документы:









Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»
(с изменениями и дополнениями) от 13.03.1995 г.
Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и
дополнениями) от 19.05.1995г.
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при
защите Отечества"» от 05.04.2013 г.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью










выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Конституция Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей»;
Уставом МБДОУ детский
сад«Солнышко».

При разработке парциальной программы «Формирование основ
нравственно-патриотического воспитания дошкольников» были изучены
материалы по данной проблеме: Князева О. Л., Маханева Д. М.
«Приобщение к истокам народной культуры», Маханева М. Д. «Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников»., Л.А. Кондрыкинская «Занятия
по патриотическому воспитанию в детском саду», Коломийченко Л.В.
Концепция и программа социально-коммуникативного развития и
социального воспитания дошкольников «Дорогою добра»
1.2. Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что создается модель
образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада,
развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.
В современном обществе необходимо радикальное изменение
ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя
звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через
интеграцию образовательных областей и направлена на личностно ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.
1.3. Актуальность программы
В последние годы в нашей стране происходят огромные изменения. Это
касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому проблема
патриотического воспитания подрастающего поколения является сегодня
очень актуальной и одной из основных задач дошкольного образовательного
учреждения.

Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей
искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень
детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе.
Социально-коммуникативное развитие очень важно для детей дошкольного
возраста, так как его основной целью является – позитивная социализация
дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства. От того, что ребенок знает о себе, о своих
близких, о месте, где он живет, зависит успешное формирование социально
значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность
адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его
познавательных возможностей. Одним из основных направлений реализации
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является
нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
1.4. Цель и задачи программы
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной
личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:









обеспечение необходимых кадровых, научно-методических,
материально-технических условий для реализации программы:
обучение педагогов, наличие, методической литературы, пособий,
художественной литературы для детей, организация экскурсий,
приобретение костюмов для выступлений, создание развивающей
среды в группах и т.д.;
формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
друзьям в детском саду, своим близким;
формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей
малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и
традициям;
формирование представлений о России как о родной стране, о Москве
как о столице России;
воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение
государственной символики России;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России
средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность,
художественное слово.

1.5. Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:


















принцип личностно-ориентированного общения- индивидуальноличностное формирование и развитие морального облика человека. В
процессе обучения дети выступают как активные исследователи
окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно
перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает
подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
принцип наглядности- широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: дидактические пособия
(иллюстрации, картинки, фотографии, схемы, карточки и т.д.);
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному),
чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
принцип занимательности- изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к
достижению результата;
принцип системности -принцип системного подхода предполагает
анализ взаимодействия различных направлений патриотического
воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в
разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему
миру;
принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с
использованием активных форм и методов обучения, способствующих
развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;
принцип непрерывности призван сформировать у подрастающего
поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего
интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;
развивающий характер обучения,основанный на детской активности;
рациональное сочетание разных видов деятельности,характерный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических
чувствах в различных видах деятельности.

1.6. Ожидаемые результаты реализации программы
В результате обучения по данной программе дети имеют представления:










о семье, её истории, традициях, могут ориентироваться в ближайшем
окружении;
о России, её столице, символике государства, традициях
и государственных праздниках;
о истории родного города, края, его символики и
достопримечательностях;
о жизни русского народа, его обычаях, традициях;
о народных праздниках и народных костюмах;
о устном народном творчестве;
о природе своей страны, растительном и животном мире;
о войнах-защитниках Отечества, о боевых традициях и подвигах
нашего народа.

1.7.Оценка результативности программы
В качестве контроля проводится определение уровня освоения знаний детей
по программе через проведение диагностики на начало и конец учебного
года, в процессе педагогических наблюдений, анализа продуктов детского
творчества. Диагностическая работа строится исходя из основных задач
каждого этапа (приложение 1).
Содержательный раздел программы
2.1. Содержание работы с детьми
Содержание программы предусматривает распределение работы по
нравственно-патриотическому воспитанию по нескольким блокам:
1 блок - «Мой дом – моя семья»;
2 блок - «Родной город, край», «Родная страна»;
3 блок - «Знакомим с русской народной культурой»;
4 блок - «Природа родного края»;
5 блок - «Защитники Отечества».
Содержание программного материала:
1 блок - «Мой дом – моя семья»
Задачи раздела:









Сформировать представления детей о семье, о природном и
социальном окружении человека, умение вести себя в ней в
соответствии с общечеловеческими нормами;
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому;
Воспитывать чувство самоуважения через добрые дела и поступки
самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей
семьи, своим друзьям;
Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к
истории семьи, её традициям;
Воспитывать любовь к родному языку.

2 блок - «Родной край, родное село», «Родная страна»
Задачи раздела:










Познакомить детей со столицей России, с символами государства (герб,
флаг, гимн);
Познакомить детей с историей родного села, края, их символикой и
достопримечательностями;
Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина;
Формировать у детей интерес к своей малой родине, её традициям;
Расширять представления и знания детей о родном крае, углублять и
уточнять представления о России, ее символике, государственных
праздниках;
Воспитывать в детях чувства гордости за свой город, свою страну и
своих предков;
Воспитывать толерантное отношение к людям других
национальностей, их традициям;
Воспитывать любовь к родной стране.

3. блок - «Знакомим с русской народной культурой»
Задачи раздела:





Познакомить детей с историей русского народа: с жизнью и бытом
людей, обычаями, традициями;
Познакомить детей с устным народным творчеством и некоторыми
видами народно-прикладного искусства;
Познакомить с народными традициями и культурой
России, народными праздниками и народными костюмами;
Воспитывать интерес к русским традициям, к русскому народному
творчеству;



Развивать творческие способности.

3. блок - «Природа родного края»
Задачи раздела:







Знакомить детей с природой своей страны, с природными явлениями, с
животным и растительным миром страны;
Уточнять и расширять представления об изменениях в природе;
устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания;
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте,
пробуждать эстетические чувства;
Развивать общие познавательные способности детей;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и всему
живому;
Воспитывать у детей уважение к труду.

5 блок - «Защитники Отечества»
Задачи раздела:




Сформировать знания детей о Российской армии, о боевых традициях и
подвигах нашего народа;
Воспитывать у детей чувство любви и уважения к Защитникам Родины;
Развивать патриотические чувства.

2.2. Формы реализации программы
Организация образовательного процесса осуществляется на основе
тематического планирования, которое способствует эффективному и
системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, народных
традициях и культуре России, помогает устанавливать взаимосвязь между
событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и вместе
представляют целостную картину сведений о России. Каждая из тем
повторяется в каждой возрастной группе, изменяется только содержание,
объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.
Все занятия проходят ненавязчиво в ходе непосредственно образовательной
деятельности, совместной деятельности взрослого с детьми, в ходе

режимных моментов, самостоятельной деятельности детей с
использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы организации образовательного процесса
Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу детей, оказание помощи и
консультации каждому из них со стороны педагога.
Групповая
Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от
5 до 10, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. При этом
педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом
содержанием обучения организованной образовательной деятельности может
быть деятельность художественного характера. Фронтальная форма способна
создать коллектив единомышленников, способных воспринимать
информацию и работать творчески вместе.
Методы работы
Наглядные методы





наблюдения;
экскурсии, целевые прогулки;
показа сказок, видеофильмов;
демонстрация иллюстраций картинок, альбомов по теме;

Словесные методы











рассказ, объяснения воспитателя;
чтения произведений устного народного творчества, детских
художественных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
беседы, занятия с элементами диалога;
ответы на вопросы педагога, детей;
загадывание загадок;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям;
разбор игровых ситуаций;
дидактические игры;
проведение викторин, конкурсов;

Практический метод









продуктивная деятельность;
разнообразные игры;
оформление альбомов, тематических папок;
постановка сказок, музыкальных спектаклей, выступления для
воспитанников младших групп, для родителей;
участие в конкурсах, смотрах, фестивалях;
встречи с интересными людьми;
праздники, развлечения;
изготовление с детьми наглядных пособий для занятий;

Занятия проводятся во всех возрастных группах в течение всего учебного
года, как в первой половине дня, так и во второй, с использованием
различных педагогических технологий:
технология проектирования, экспериментирования, информационно –
коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, музейно –
педагогические технологии, технология индивидуально – личностного
общения с ребенком, в процессе которых дети получают знания, навыки по
изучаемым темам. Продолжительность занятий по возрастным группам: 5-6
лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
В совместной деятельности педагоги широко используют разнообразные
виды детской деятельности: познавательные занятия с использованием
ИКТ, тематические беседы, игры (дидактические, подвижные, настольные,
сюжетно-ролевые, театрализованные), игровые и
проблемные ситуации, целевые прогулки и экскурсии, встречи с
интересными людьми, наблюдения, рассказ, объяснения воспитателя,
использование произведений устного народного творчества, использование
детских художественных произведений, викторины, труд, художественная
деятельность. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают
праздники, в том числе спортивные, развлечения, праздничные обще
садовские концерты.
Содержание данной работы с детьми реализуется через все образовательные
области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) с учетом принципов
интеграции и тематического планирования.
Парциальная программа по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников включает девять тем:



Моя семья.
Осень. Растительный мир родного края.









Мой край и село, в котором я живу. Наша родина – Россия.
Народные традиции и культура России. Новый год у ворот.
Зима. Животный мир родного края.
Наши защитники.
Весна. Природа родного края.
Народные традиции и культура России (народные праздники).
Народные традиции и культура России (государственные праздники).

Данные темы взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской
деятельности: игровой, познавательной, художественно-речевой,
художественно-творческой, музыкальной.
2.3. Тематическое планирование
Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.
2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей,
которые заботятся о них.
3.Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Цель: развивать речь детей
4. Занятие «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя,
помощника воспитателя, повара, врача.
5.Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»
Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
6. Занятие «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам,
о том, что надо играть дружно.
6.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и
представления, воспитывать любовь к своему детскому саду;
доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к
сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
Октябрь
«Моя семья»
1.Занятие «Моя семья».
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и
уважение к близким родным людям.
2. Беседа «Наша Родина-Россия».

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория,
президент, столица, язык).
3. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
4. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
5. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и
представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек».
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать
представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное
отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что
труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Ноябрь

«Наша Родина-Россия».
1. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать
чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления
о профессиях
2.Занятие «Государственный флаг РФ».
Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении,
символике цветов и их взаиморасположении.
3.Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать
развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека,
воспитывать чувство сострадания, милосердия.
4.Конкурс чтецов «Стихи о маме».
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.
5.Занятие «Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его
использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании;
определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных
произведений и отличные от них.
6.Беседа «Дом, улица, адрес».
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать
коммуникативные умения.
7.Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о
красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они
живут в такой прекрасной стране.
8.Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!»
Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».
9.Рисование на тему «Моя Родина».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления
и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.
Декабрь
«По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».)
1.Занятие: «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике,
семейном, добром, весёлом.
2. Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить
оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
3. Занятие «Страна моя родная!».
Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России);
развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о
России.
4. Изготовление альбома «Родная сторонушка».
Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания
детей о родном крае.
5. Развлечение «Я и мои права».
Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для
дошкольников форме.
6. Беседа «Животный мир нашего края».
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой
приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей
познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать
бережное отношение к животным.
7.Праздник «Новогодний карнавал».
Цель: создать у детей радостное настроение.
8.Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с
родителями).
Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и
творить вместе.
Январь

«Народные праздники»
1.Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника
Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям.
Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. Занятие «Доведи дело до конца».
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути
свою работу, учить предвидеть результат.
4. Беседа «История моего села».

Цель: познакомить детей с историей возникновения села; развивать умение
понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
5.. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и
представления;
Февраль
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника
Отечества).
1.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Цель: расширение кругозора.
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче,
Никите Кожемяке.
Цель: познакомить с подвигами богатырей.
3. Экскурсия в зимний парк.
Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц
зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.
4. Беседа : «Они защищали наше село»
Цель: Расширить знания детей о воинах – земляках освобождавших наше
село от немецких захватчиков»
5. Беседа «Мои друзья».
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга,
но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям,
независимо от их социального происхождения, расовой и национальной
принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
3. Занятие «Государственный герб России».
Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ,
формировать элементарные представления о происхождении и функции
герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в
нем.
4. Праздник «Масленица».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к
истории России, национальную гордость.
5. Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
6. Занятие «Кто сторожит тишину?».
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания
о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях,
прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
7.Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».
Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.
Март
«Моя мама»
1.Занятие «О мамах родных и очень важных».
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме,
стремление заботиться и помогать ей.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».
Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Игра – путешествие «Москва– столица России».
Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать
у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать
патриотические, гражданские чувства.
5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни,
развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
6.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх,
потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Апрель
«Наши космонавты»
1.Занятие «Покорение космоса».
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о
ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение
к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Беседа «Герб, флаг и гимн Ростовской области
Цель: познакомить с изображением флага и герба Ростовской области,
познакомить с гимном Ростовской области, знакомить детей со значением
символов, символикой цветов.
3. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».
Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к
русской старине, фольклорным традициям.
4. Беседа «Я и моѐ имя».
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие
имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл
русских пословиц о семье.
5. Занятие «Праздник Пасхи».
Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение
применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
6. Развлечение «Праздник Родины – России!»
Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей
о флаге, гербе и гимне России; об истории России.
Май
«Праздник Весны»
1.Развлечение «Веснянка».
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне;
формировать интерес к культуре своего народа.
2. Беседа «знамя Победы».

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества,
закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие
сведения из истории знамен.
3. Занятие «Этот день Победы».
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны;
формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших
солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях
грозной войны, чтят память погибших.
5. Оформление стенда «Наши земляки- герои СССР».
Цель: воспитывать любовь и уважение к людям, как к защитникам Родины.
6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о
семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у
детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим,
стремление помогать им.
7. Занятие «День защиты детей.»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для
дошкольников форме.
8.Конкурс рисунков «Моё любимое село». (Совместно с родителями). Цель:
воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет
тесный контакт с семьей воспитанников. Наблюдения на сегодняшний день
показывают, что многие родители просто не знают, что именно в
дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных
требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому
необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье
должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные
обычаи народа.
При организации и проведении работы с семьей по нравственно –
патриотическому воспитанию используются следующие формы работы:



Консультации, рекомендации, беседы и т.д.
Анкетирование, тестирование.



Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в
составлении рассказов о семье.



Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.



Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.



«Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».



Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники, мастер- классы,
ассамблеи.



Изобразительная деятельность



Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники». «С
кем я живу», «Портреты членов семьи».



Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад»,
генеалогическое древо семьи.



Трудовая деятельность



Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: " Посади свое
дерево", " Лучший участок", " Лучший Цветник"



Образовательная деятельность.



Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты,



Социальное развитие



Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в
семье», " Семейные традиции".



Создание альбомов, газет, портфолио.



Здоровье и физическое развитие



Составление правил безопасного поведения на улице, дома.



Музыка.



Проведение праздников: " Рождество Христово", " Масленица",
«Мамин день», «День Защитников Отечества», "День Победы " .
«Выпускной»



Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме , России,
природе, защитников Родины.



Работа с родителями.



наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,
папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр,
литературы;





экскурсии, прогулки;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории,
участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные
работы).

Содержание
работы
Сентябрь

Консультация: «Роль семьи в приобщении детей
к патриотическому и гражданскому воспитанию »
Рекомендации: «Влияние фольклора на общение ребенка со
взрослыми»

Октябрь

Консультация: «Влияние родительских установок на
нравственное воспитание детей»
Семейная ассамблея: " Права ребенка"

Ноябрь

Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников. Государственная символика России"
Рекомендации:«Роль сюжетной игры в социальном развитии
детей дошкольного возраста»

Декабрь

Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей.
Правила общения в окружающем мире»
Рекомендации: "Как организовать уголок книголюба дома.
Книги, которые воспитывают гражданина своей страны"

Январь

Стенд:«Познавательное развитие детей через знакомство с
окружающим и социальным миром»

Февраль

Консультация:«Семья и семейные ценности. Традиции ».
Беседа: "Наши добрые дела , их значение для окружающего
мира»

Март

Семейная ассамблея: " Мама моя и я"
Беседа: « Согласие между родителями- средство в развитие
нравственности у детей»

Апрель

Консультация: «Памятные места героического прошлого
нашего села"

Май

Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к
окружающему миру»
Семейная ассамблея: " С чего начинается Родина! "



3.Организационный раздел программы
3.1. Материально- техническое обеспечение
В детском саду созданы все условия по нравственно-патриотическому
воспитанию детей:












стенд «Наш дом – Россия», где представлен материал по ознакомлению
дошкольников с символикой Российской Федерации, её
достопримечательностями;
детские музыкальные инструменты;
мини-музей «Русская изба», комната, убранная в русском стиле с
предметы старины (прялка, разнообразные плошки, кувшины, чугунки,
русская печь, колыбель и др.);
уголки патриотического воспитания, содержащие материал по
ознакомлению дошкольников с государственной символикой;
уголки театрализации с различными видами театра к русским
народным сказкам;
уголки художественного творчества, где представлены изделия
прикладного искусства;
игровые центры, где созданы условия для развёртывания сюжетноролевых игр с необходимой атрибутикой;
русские народные костюмы;
атрибуты для народных игр.

3.2. Информационное обеспечение
В ДОУ имеется необходимые методические пособия (научная, методическая
литература), дидактический, наглядный и демонстрационный материал
(альбомы «Моя родина-Россия», «Символика России», «Народные
промыслы», «Русские народные традиции», «Города-герои», «70-летие
Победы», «Моя семья», картинки и др.), учебно-наглядные пособия
(энциклопедии, атласы), детская художественная литература, разнообразные
методические материалы (конспекты занятий, картотеки, ) в папках с
файлами по каждой лексической теме, которые постоянно обновляются и
пополняются. Также используется интернет источники.
3.3. Кадровое обеспечение
Программа реализуется под руководством следующего кадрового состава:
заведующий , воспитатели

3.4. Взаимодействие с социальными партнёрами
В решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников
первостепенное значение приобретает эффективное налаживание
целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.
Взаимодействие определяется планом и составлением договоров
сотрудничества со стороны администрации ДОУ и социальными объектами.

3.5. Методическое обеспичение
1. Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам
Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е
изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999. - 304 с.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. - 96с. (Синяя птица)
3. Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в
детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
4. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников
«Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».